О посте

«Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа познания добра и зла не ешь.»

Василий Великий

Понятие о Посте

Для Христиан пост всегда был не только временем телесного воздержания, когда верующие добровольно налагали на себя ограничения в еде, но и периодом особого молитвенного делания, которое совмещалось с покаянием и добрыми делами. Во время поста верующие стараются удерживать себя от пустословия и праздности, от лености, развлечений и увеселений. Потому что внутренний пост духовный гораздо важнее поста внешнего телесного, святой Василий Великий писал: «Воздержание от пищи, соблюдаемое напоказ, не простирающееся далее заповеди «не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся» (Кол.2,21), ненавидит душа Господня…» Однако пост телесный так же занимает в жизни Христиан значительное место. В некоторые годы количество постных дней достигает двухсот. Это говорит о том, что соблюдение поста является неотъемлемой составляющей частью повседневной христианской жизни. Пост, будучи внешним выражением внутреннего мира христианина, является средством достижения духовного поста, а тот в свою очередь ведет человека истинному единению с Богом.

По правилам церковного устава, во время поста не употребляются «скоромные» или мясные, молочные и другие продукты животного происхождения, яйца, но можно есть растительную пищу, включая овощи и фрукты, иногда рыбу. При этом Церковь всегда отмечает, что больным и людям, занятым тяжелым физическим трудом, беременным и кормящим женщинам позволительно некоторое послабление поста.

Устав о постах Православной Церкви находится в Типиконе, главным образом в 32 и 33 главах, и повторяется в богослужебных книгах: в Минее и Триоди. Постными днями для православных христиан являются все среды и пятницы в течение всего года (за исключением «сплошных», т.е. непостных периодов), четыре уставных поста: Великий, Рождественский, Петров (Апостольский) и Успенский. Так же несколько особых дней: Воздвижение Креста (14 сентября ст. ст.) и Усекновение честной главы св. Иоанна Предтечи (29 августа ст. ст.), в них, несмотря на то, что дни праздничные, соблюдается пост (с разрешением на вино и елей), в связи с характером празднуемых событий.

Однако Типикон позволят послабление поста в виде разрешения вина, елея, а иногда и рыбы. Во время празднования престольных или храмовых праздников в приходах и монастырях, как правило, разрешается рыба, а когда память святому празднуется с великим славословием или полиелеем, разрешается вино и елей. В Русской Церкви на праздники наиболее известных русских святых, таких как преп. Сергий Радонежский или преп. Серафим Саровский и чудотворных икон Божией Матери, таких как Казанская и Владимирская, так же разрешаются вино и елей.

Однодневные посты

Каждую неделю в течение всего года христиане постятся в среду и пятницу. Указание о посте в эти дни находим уже в памятнике 2 вв. «Учении 12 апостолов»: «посты же ваши да не будут с лицемерами (т.е. иудеями, в частности — фарисеями), ибо они постятся — в понедельник и четверг; вы же поститесь в среду и пятницу». В среду пост установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, в пятницу — в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни пища скоромная не употребляется, разрешается только пища растительная без елея, послабление поста Типикон разрешает для болящих и ради праздника. Рыба в среду и пятницу разрешается, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, память апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова, а также в течение всей Пятидесятницы — период от Пасхи до Троицы. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

В разряд однодневных постов также включены еще три дня церковного года.

Навечерие Богоявления(Крещенский сочельник)-18 января, полагается Однодневный строгий пост накануне одного из двунадесятых праздников — Крещения Господня. В Крещенский сочельник не едят «до святой воды», после литургии совершается чин великого освящения воды и все разговляются постной пищей. Устав в этот день предписывает употреблять в пищу сочиво или коливо (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом).

Усекновение главы Иоанна Предтечи— 11 сентября. В это день пост установлен в воспоминание кончины Иоанна Крестителя, который был великим подвижником и постником.

Воздвижение Креста Господня— 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Господь наш Иисус Христос. День проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.

По церковному уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники, в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы святого Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В такие праздники, как Сретение Господне, Преображение Господне, Успение, Рождество Богоматери и Покров, Введение во храм Пресвятой, Рождество святого Иоанна Предтечи, святых апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу.

Также есть седмицы когда пост в среду и пятницу отменяется, они называются «Сплошные»:

Мытаря и фарисея— за две недели до Великого поста.

Сырная (масленица)— неделя перед Великим постом, разрешаются яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса.

Пасхальная(Светлая) — неделя после Пасхи.

Троицкая— неделя после Троицы (перед Петровым постом).

Седмичные посты не соблюдаются и в период от Рождества Христова до Богоявления, эти дни получили в народе название Святки.

Рождественский (Филиппов) пост 28 ноября — 6 января.

Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова. 27 ноября — заговенье на пост, но если этот день попадает на среду или пятницу, то заговенье должно быть 26 ноября, поскольку среда и пятница — дни постные.

Во вторник и четверг, разрешается растительное масло и вино. Рыбу разрешается есть только в субботу, воскресение, и по большим праздникам, такие как день Введения во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). А также в дни памяти великих святых, если они выпадают на вторник и четверг, когда эти дни приходятся на понедельник, среду или пятницу, то вкушается только на растительное масло. Если в понедельник, среду и пятницу нет праздника, тогда уставом положено сухоядение. После дня памяти Святителя Николая (19 декабря) и до предпраздненства Рождества рыба разрешается только в субботу и воскресенье.

Со 2 января пост усугубляется в виду близости Великого праздника Рождества Христова, в эти предпраздничные дни верующие с особым тщанием готовят себя к встрече Рождества, нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье — пища с маслом.

Канун Рождества (6 января) – это день Навечерия Рождества Христова, или Рождественский сочельник. Для достойного приготовления к празднику Церковь усиливает постный подвиг и устав полагает в сочельник строгий пост. Запрещается есть до окончания службы или, как говорили в народе, » до первой звезды», после чего принимают пищу — едят сочиво.

Великий пост

Великий пост — самый продолжительный и строгий из многодневных постов. Он называется Святой Четыредесятницей в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в посте и молитве в пустыне и своим подвигом явил пример для всех людей. За сорокадневным постом следует Страстная седмица — воспоминание страстей Христовых, которые Он добровольно принял на Себя. После страстной седмицы следует главный христианский праздник светлое Христово Воскресение или Пасха. Воскреснув во плоти из мертвых Христос, Своим примером показал всем людям образ грядущего всеобщего воскресения перед страшным судом. Ограничения и тяготы, которые накладывает Великий пост, необходимы людям для борьбы со своими похотями и страстьми, с их помощью человек сораспинается Христу, приготовляя себя ко встрече Пасхи, чтобы также и совоскреснуть с Ним в этот радостный и светлый день.

Для того чтобы не спеша и вдумчиво подготовить человека к длительному посту, уставом предлагается четыре подготовительные седмицы, первая из которых начинается неделей О Мытаре Закхее. В этот день воспоминается евангельская притча о мытаре Закхее (Лк. 19, 1-10), который уверовал в Сына Божия и не на словах, а и на деле искренне покаялся в своих грехах.

В следующее воскресение Церковь воспоминает евангельскую притчу О Мытаре и Фарисее (Лк.18,9-14). Эта притча посрамляет показное и лицемерное благочестие фарисея указывает на истинное и смиренное покаяние мытаря. Следуя духу евангельского назидания, церковный устав отменяет на предстоящей седмице посты в среду и пятницу, обличая показные пост и благочестие фарисея. В течение этой седмицы во все дозволяется вкушать любую пищу.

Третья седмица начинается с Недели о блудном сыне. В это воскресение евангельское чтение рассказывает нам историю блудного сына: его гордый уход из родительского дома, падение, покаяние и возвращение домой. Притча говорит о том, что любые преступления и грехи могут быть прощены Богом через истинное покаяние. В субботу этой седмицы празднуется Вселенская родительская суббота, когда поминают усопших.

Следующее воскресение известно как Неделя о Страшном суде. Оно посвящается воспоминанию о грядущем Страшном Суде о котором в этот день повествует евангельское чтение. Эта неделя еще также называется мясопустной т.к. в этот день последний раз перед Великим постом можно есть мясо. Поэтому вся следующая за воскресением седмица является сырной, или сыропустной, когда устав предписывает воздержание только от мяса. Эта седмица получила в народе название Масленица. В среду и пятницу этой седмицы не полагается совершать Божественную литургию, и весь порядок богослужений имеет великопостные особенности.

Последнее воскресение перед Великим постом называется Прощеное воскресение, или другое название Воспоминание Адамова изгнания. В этот день Церковь вспоминает о «первородном грехе» человечества. Прощеное воскресение – пик подготовки к Великому посту. В этот день люди прощают друг другу обиды, чтобы на следующий день с чистой совестью начать Великий пост.

В первые дни великого поста типикон предписывает для тех, у кого есть силы, постится сугубо и не вкушать пищи до среды, а в среду после литургии Преждеосвященных даров разговляться вареной пищей без масла. Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища без масла, но в день двунадесятого праздника — Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное Воскресение (накануне Страстной седмицы), разрешается есть рыбу. Накануне Вербного Воскресения — в Лазареву субботу — можно есть рыбную икру.

Также особо усердно постятся и в Крестопоклонную и Страстную седмицы, а в Великую Пятницу — вообще ничего не едят до вечера, до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа.

По субботам и воскресениям, кроме субботы на Страстной седмице, дозволяется употреблять в пищу растительное масло и вино. 

Петров пост

Петров, или Апостольский, пост установлен в память святых апостолов Петра и Павла, которые постились, готовя себя для Евангельской проповеди (Деян. 13, 3). Начинается он через неделю после дня Святой Троицы. Продолжительность поста различна: от восьми дней до шести недель, но он всегда оканчивается в день памяти святых апостолов Петра и Павла (12 июля).

В это пост согласно церковному уставу рыбу разрешается есть в субботу и воскресение. В понедельник, среду и пятницу дозволяется растительная пища без масла и вина. В понедельник, вторник и четверг можно есть рыбу, если на них приходится праздник с великим славословием, в среду и пятницу рыбу можно только в праздник с бдением и храмовые праздники. По вторникам и четвергам церковный устав разрешает пищу с растительным маслом. Если же день Петра и Павла выпадает на среду и пятницу, то пост не отменяется, то есть скоромное есть нельзя, но можно рыбу и растительное масло. 

Успенский пост

Успенский, пост он установлен Церковью перед великим праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели — с 14 по 27 августа. Успенским постом Церковь призывает, нас подражать Божьей Матери, Которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Несмотря на свою краткость, Успенский пост соблюдается почти так же строго, как и пост Великий. В течение всего поста, кроме праздника Преображения не вкушается рыба. В субботу и воскресенье разрешается растительное масло и вино. Во вторник и четверг едят без масла; в понедельник, среду и пятницу — сухоядение. Начинается пост с праздника Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В народе его называют Медовый Спас, потому что с этого дня разрешалось вкушать свежий мед нового сбора. Вторым или Яблочным Спасом называется в народе праздник Преображения Господня 19 августа. В храмах в этот день совершается освящение плодов – винограда и яблок и благословляется их вкушение. День Успения Пресвятой Богородицы 28 августа, завершает этот пост. Если он приходится на среду или пятницу, то дозволяется есть рыбу, скоромное есть нельзя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *